Результаты нового исследования уровня финансовой грамотности

Новости on 19 Июля , 2017

18 июля 2017 года Минфин России опубликовал Основные результаты исследования измерения уровня финансовой грамотности, которое представляло собой Всероссийский опрос населения в возрасте от 14 до 79 лет. Измерения второй волны проводились по результатам опроса в 2015 году по сравнению с аналогичными показателями 2013 года.

 

 

 

 

Представляем краткие итоги исследования.

1. Понимание основ пенсионного обеспечения

По результатам опроса в 2013 году, 18% россиян понимали основы пенсионного обеспечения. По результатам измерения второй волны, число таких людей увеличилось и достигло 25%. Тем самым, можно утверждать, что почти четверть населения России понимают, что человек в большей степени сам отвечает за то, чтобы размера его пенсионных доходов хватило для поддержания привычного уровня жизни.

2. Понимание соотношения «риск – вознаграждение» при выборе финансовых продуктов

В 2013 году 66% россиян имели правильное понимание соотношения «риск – вознаграждение» при выборе финансовых продуктов. Можно сказать, что за 3 года доля таких граждан значимо не изменилась и по результатам измерения второй волны составила 64%.

3. Понимание важности наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций

В 2013 году выяснилось, что 30% россиян понимают важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций. В результате проведения второй волны исследования оказалось, что за 3 года доля таких людей выросла незначительно – лишь на 2 п.п. и теперь составляет 32%.

4. Уверенность активных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями

В 2013 году 21% россиян в той или иной степени были уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями, в случае их возникновения. В 2015 году эта доля значимо не изменилась и составила 20%.

5. Понимание активными и потенциальными потребителями финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов

Понимание необходимости сравнения альтернативных предложений при выборе кредитных продуктов, подкрепленное соответствующей практикой, в 2013 году было у 62%, в 2015 году – у 63% заемщиков.

6. Знание базовых основ финансовой арифметики

В 2013 году 33% россиян справились с базовым тестом по финансовой арифметике. В 2015 году лишь 14% россиян в целом справились с базовым тестом по финансовой арифметике.

Реальные пользователи финансовых услуг чуть лучше остальных, но незначительно, разбираются в финансовой арифметике – 17% пользователей правильно ответили на все 4 вопроса теста. Среди потенциальных пользователей финансовых услуг эта доля крайне мала и составляет лишь 3% опрошенных.

7. Понимание населением личной ответственности за понесенные потери на финансовых рынках

Понимание личной ответственности за понесённые потери на финансовых рынках, по результатам замера в 2013 году, есть у 37% россиян, в 2015 – у 44% опрошенных.

8. Понимание населением важности формирования добровольных накоплений для обеспечения старости

Понимание важности формирования добровольных накоплений для обеспечения старости, по результатам опроса 2013 года, есть у 40% россиян трудоспособного возраста. В 2015 году данный показатель составил лишь 32%. Среди низко- и среднедоходных групп населения 30% респондентов рассчитывают на дополнительные источники дохода на пенсии.

Самым популярным ответом из всех 4-х возможных источников дополнительного дохода в старости является ответ «собственные сбережения» — каждый четвертый россиянин (24%) и 28% реальных пользователей финансовых услуг в трудоспособном возрасте рассчитывают на этот источник. На дополнительную пенсию от предприятия, работодателя рассчитывают лишь 4% трудоспособного населения.

За последние 3 года на 3 п.п. выросла доля трудоспособного населения, рассчитывающая на доходы от сдачи в аренду недвижимости и к 2015 году составляет 8% (среди реальных пользователей финансовых услуг – 9%). Общее же число людей, рассчитывающих на дополнительные источники дохода в старости, сократилось с 40 до 32% (с 46 до 43% в подгруппе реальных пользователей финансовых услуг).

9. Понимание населением неприемлемости отказа от погашения кредита

2013 году 53% россиян считали неприемлемым поведением отказ от погашения кредита.

Опрос 2015 года показал, что полностью не согласны с тем, что возвращать взятый в банке кредит не обязательно, если для этого есть веские основания, 31% россиян.

Доля тех, кто совершенно не допускает возможности невозврата взятого в банке кредита, за последние 3 года значительно снизилась с 53% до 31%. Увеличилась доля «сомневающихся» в данном вопросе: «скорее не согласны» теперь 33% опрошенных (по сравнению с 2013 годом – 26%) и «скорее согласны» теперь 18% россиян (по сравнению с 2013 годом – 10%). Доля полностью несогласных опрошенных осталась неизменной. Описанные изменения касаются как общероссийской выборки, так и подвыборки реальных пользователей финансовых услуг. В 2015 году также увеличилось число затруднившихся ответить на этот вопрос.

10. Наличие практики предпринимать действия административного или юридического характера при обнаружении обмана со стороны организации, предоставляющей финансовые услуги

Понимание необходимости предпринимать действия административного или юридического характера в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций в 2013 году было у 37% россиян (тех, кто считает, что нужно обращаться в суд).

В 2015 году 42% россиян считаю, что при нарушении их прав потребителя со стороны финансовых организаций имеет смысл куда-то обращаться. В суд в подобной ситуации пошли бы 18% опрошенных, а в Роспотребнадзор или ЦБ обратились бы 4% респондентов.

Более половины опрошенных (57%) затруднились ответить на вопрос о том, куда следует обращаться в случае нарушения их прав со стороны финансовых организаций, в подгруппе потенциальных потребителей финансовых услуг эта доля наибольшая (59%) – что само собой разумеется. Почти половина реальных пользователей (49%) уверены, что необходимо хоть что-то предпринимать в такой ситуации (назвали любую организацию). При этом «суд» чаще всего называли потенциальные пользователи (24%), чем реальные (20%). О том, что необходимо обращаться в Роспотребнадзор или ЦБ, знают лишь 4% россиян и 5% реальных пользователей финансовых услуг.

Кроме того, среди опрошенных встречается также и мнение, что куда-либо обращаться не имеет смысла (так думают около 1% граждан).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доля россиян, готовых в случае нарушения их прав потребителя со стороны финансовых организаций обращаться в суд, за последние 3 года снизилась почти в 2 раза (с 37% до 18%). Также в 2 раза эта доля сократилась и в подгруппе реальных пользователей финансовых услуг (с 41% до 20%). В подвыборке потенциальных пользователей финансовых услуг рассматриваемый показатель снизился лишь на 5 п.п. и в 2015 году составил 24%.

 

 

Полный текст документа на сайте Минфина России: Исследование измерения уровня финансовой грамотности



Поделиться